Как с помощью голограммы защитить свою продукцию от подделок»
Сегодня во всем мире серьезные производители, дорожащие своей репутацией, маркируют продукцию самоклеющимися голографическими этикетками - радужными голограммами.
Что такое радужная голограмма?Это продукт высоких технологий, сложный многоуровневый многофункциональный объект, который в настоящее время является одним из самых надежных и доступных способов современной защиты продукции от подделок. Именно поэтому с помощью голограмм защищена евровалюта и визовые документы стран Шенгенского Соглашения, а также продукция многих отечественных и зарубежных производителей. Что представляет собой радужная голограмма? Если посмотреть на голограмму через микроскоп с большим увеличением, мы увидим серию линий. Они представляют собой очень тонкие углубления на поверхности. На одном миллиметре формируется десятки тысяч линий. Расстояние между ними соизмеримо с длиной волны света. Такая структура является оптически активной, при попадании на нее белого света мы можем наблюдать радужный эффект.Т.е. голограмма представляет собой металлизированную полимерную пленку со сложным специальным микрорельефом (Рис.1).Сформировать такой микрорельеф можно только с использованием сложного дорогостоящего оборудования и, поэтому, возможность подделки голограмм сводится практически к нулю.

Рис. 1 Микрофотография дифракционного элемента вблизи кромки изгиба.
Голограммы могут содержать несколько изображений в различных ракурсах, сложные кинетические эффекты, скрытые изображения, микротексты, нумерацию, кодировку и другие элементы защиты - видимые или невидимым глазом. Голограммы могут быть разрушаемые. В случае несанкционированного доступа, происходит механическое разрушение голограммы, наглядно проявляющееся и исключающее ее повторное использование. В настоящее время широкое распространение имеют также прозрачные голограммы, позволяющие защитить различного рода тексты и печати на различных документах.
Где используются голограммы?
Сегодня трудно назвать сферу деятельности, в которой при изготовлении продукции или упаковки для неё не использовали бы голограммы.
Использование голограмм в различных областях деятельности в настоящее время продиктовано насущной потребностью производителя и потребителя. Вот лишь некоторые из этих областей:
- алкогольная и безалкогольная продукция;
- парфюмерно-косметические товары;
- продукты питания;
- детские игрушки;
- одежда, обувь и др.
- товары народного потребления;
- медико-фармацевтические препараты, медтехника;
- аудио-, видеоносители;
- электроника и оргтехника;
- бытовая химия;
- приборы и оборудование;
- запасные части автомобилей, станков и т. п.;
- автомобильные шины, авто- косметика;
- ценные бумаги: облигации, вексели, чеки, акции, кредитные карты и т. д.;
- полиграфическая продукция;
- гарантийные талоны, паспорта качества;
- талоны на бензин;
- талоны на питание:
- банковские и дисконтные пластиковые карточки;
- билеты на транспорт, проездные документы, пропуска и т. д.;
- сертификаты, свидетельства, дипломы и др..
Как правильно заказать голограмму? Для этого необходимо грамотно составить Техническое задание на изготовление голограммы.
На первом этапе разработки технического задания на голограмму у заказчиков возникает множество вопросов. Это понятно, ведь многие заказывают голограммы впервые и, относясь к работе ответственно, хотят получить кондиционное изделие, соответствующее ожиданиям по качеству дизайна и потребительским свойствам. Проблема решается просто: для выбора наилучшего технического решения и технологии изготовления необходимо ответить на ряд простых вопросов, включённых в приведённую ниже Таблицу1.
Таблица 1 Технические требования на изготовление голограмм.
Техническое задание на голограмму может регламентировать также их дополнительные свойства и функции, задача которых — решение различных конкретных задач. Ведь зачастую очень важно получить от разработчика не просто самоклеющуюся голограмму, а комплексное бизнес решение. Известно, что кроме защиты от подделок голограмма выполняет в зависимости от целей и политики использующей ее фирмы , широкий спектр рекламных, брендинговых, экономических, маркетинговых и других задач.
При выборе технологии изготовления голограммы большое значение имеет тираж. Для больших и повторяющихся тиражей целесообразно выбрать голограмму по технологии, предусматривающей изготовление мастер-матрицы (Рис.2). Мастер-матрица сравнительно дорогая технологическая оснастка, которая быстро окупится в этом случае. Для разовых акций и небольших тиражей можно использовать упрощенные технологии изготовления голограмм – припрессовка фольгой горячего тиснения (ФГТ) по эксклюзивному защитному голографическому фону в один или два цвета (Рис.3, Рис.4), голограммы, изготовленные по технологии лазерной деметаллизации (гравировки) (Рис.5) и др.

Рис. 2 Голограмма, изготовленная по технологии с использованием мастер-матрицы.

Рис. 3 Голограмма, изготовленная по технологии припрессовки ФГТ в один цвет.

Рис.4 Голограмма, изготовленная по технологии припрессовки ФГТ в два цвета.

Рис. 5 Голограмма, изготовленная по технологии лазерной гравировки.
Особое внимание следуетуделить выбору клея и протестировать адгезионные свойства материала на конкретном изделии, на которое в дальнейшем будет наклеиваться голограмма. Если поверхность, на которую будет наклеиваться голограмма, не является плоской, то необходимо обратить внимание на толщину используемого расходного материала.
Если голограмма будет наноситься автоматизированным способом, то необходимо согласовать требования к рулону с голограммами с технологическими параметрами этикетировочных автоматов.
Составление Технического задания на голограмму является функцией разработчика и заказчик не должен беспокоиться о его профессиональной разработке. Заказчик будет только согласовать готовое Техническое задание и, при необходимости, уточнять интересующие его параметры.
Разработка дизайна голограммы.
Чтобы заказать голограмму с торговым знаком или логотипом фирмы, необходимо описать свои пожелания к дизайну будущей голограммы. Если у заказчика уже разработан логотип, прислать его разработчику голограмм, который возьмет его за основу и доработает его до окончательного дизайна голограммы в условных цветах, внесет в него все необходимые элементы защиты и другую информацию по желанию заказчика. Именно на этом этапе разработки закладываются основные характеристики будущей голограммы. Пример такого дизайна представлен на рис.6.

Рис. 6 Дизайн голограммы в условных цветах.
Голограммы можно условно классифицировать по следующим основным видам:
- 2Д - голограммы на основе двухмерной графики, которая располагается в одной плоскости в двух измерениях; - ЗД - голограммы, передающие трехмерный объем, глубину и размеры реальной модели. В этом случае для записи голограммы используется модель в масштабе 1:1; - 2Д/ЗД - голограммы на основе нескольких комбинаций двухмерной графики, состоят из двух или более плоскостей изображения; - цифровые голограммы. Голографическое изображение формируется на компьютере и выполняется в виде растровых точек в одной плоскости. Этот тип голограмм в большей степени передает кинематический эффект движения; - комбинированные голограммы, сочетающие в себе отдельные элементы перечисленных выше типов и др..
Голограмм могут иметь также различные дополнительные элементы защиты:
- скрытое изображение. В процессе изготовления голограммы в нее вносятся специальные скрытые признаки, которые считываются приборами в УФ-, ИК- или лазерных лучах;
- микротекст и микрорисунки. Внесение в топологию голограммы различного рода текстовой или графической информации. Величина шрифта может быть различной. Текст считывается невооруженным глазом либо с помощью оптических приборов;
- гильоширный рисунок. Тонколинейный рисунок, имеющий оптическую кодировку,
накладывается на любую часть голограммы. При движении и наклоне голограммы достигается дополнительный эффект движения и высокая дифракционная эффективность структуры;
- призматические элементы. В голограмму вносятся призматические элементы, которые при измерении угла наклона голограммы создают динамический эффект;
- изображения в двух ракурсах. Голографические изображения накладываются друг на друга, и в зависимости от угла зрения возникает только одно изображение;
- окраска и окантовка. Усиление эффективности пространственного воздействия голографического изображения за счет использования кодировки цвета и специальных оптических структур;
Несколько слов о товарных знаках.
В условиях рыночной экономики при производстве и продаже товаров и услуг производители и уполномоченные дилеры придают большое значение маркетинговому образу продукта и, в том числе, товарному знаку, знаку обслуживания, бренду, логотипу. Политика продвижения продукции во многом зависит от вышеперечисленных объектов интеллектуальной собственности. Они обладают большой ценностью. Значительные суммы денег вкладываются в их рекламу, за ними стоят гарантия качества продукции, репутация фирмы.
Цивилизованный рынок требует от производителя защиты от фальсификации товарного знака. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ГК РФ). Закон также предусматривает уголовные санкции за подделку товарного знака и гарантирует гражданско-правовую охрану товарного знака. Товарный знак проставляется на товар, ярлык, упаковку, сопроводительную документацию (гарантийный талон, паспорт качества, сертификат) с помощью которого производитель или уполномоченный дилер стремятся отличить свои товары от аналогичных товаров других производителей с другим качеством. Как правило, голограмма располагается так, чтобы ее можно было легко заметить, поскольку она несет еще и декоративную функцию, привлекая к себе внимание. Потребители, оценившие достоинства товара с данным товарным знаком будут искать именно этот товар.
Сегодня трудно переоценить роль товарного знака в развитии предпринимательства, увеличении с его помощью объема продаж высококачественной конкурентоспособной продукции.
Однако, чем больше спрос на этот товар, тем больше искушение других производителей и фальсификаторов продукции воспользоваться чужим товарным знаком, ввести покупателей в заблуждение и отвлечь часть покупателей к себе. Под известным товарным знаком недобросовестными конкурентами и фальсификаторами предлагается товар худшего качества. Репутация производителя падает. Происходит потеря имиджа фирмы, выпускающей качественную продукцию. В результате товарной фальсификации производитель получает моральный и материальный ущерб, а последствия антирекламы - негативны и подчас непредсказуемы. Обманутый потребитель также получает ущерб от продукции несоответствующего качества - как материальный, так и моральный. Таким образом, фальсификация товаров наносит экономический и социальный вред и производителю, и потребителю.
Возникает вопрос, как защитить свой бизнес от таких негативных последствий?
Одним из современных надежных решений этого вопроса является использование в деятельности фирмы собственного голографического товарного знака (ГТЗ).
Голографический товарный знак.
В 80-х годах 20 века началось успешное использование голографических технологий для изготовления товарных знаков. На рынке появился голографический товарный знак.
Выполненный в виде голограммы товарный знак защищает производителя от контрафактной продукции, поднимает престиж фирмы, рекламирует продукцию, вызывает доверие у покупателя. Выполненный в виде голограммы товарный знак является также эффективным средством рекламы, дающим конкретный экономический эффект от увеличения объем продаж.
Сложилось глубокое заблуждение, что голограмма - это только защита от подделок. Бесспорно, голограмма - серьезная, надежная и недорогая защита от подделок. Очень многие фирмы в мире и в России успешно используют голограммы для решения этой проблемы. Но защитная функция голограммы не единственная. В зависимости от целей, политики, краткосрочных и долгосрочных планов фирмы, она может выполнять много других важных функций.
В зависимости от области деятельности и политики фирмы в области прикладного маркетинга ГТЗ выполняет следующие основные функции:
- является важным инструментом маркетинговой политики;
- повышает конкурентоспособность продукта;
-защищает производителя и потребителя от подделок; - повышает престиж фирмы; - вызывает доверие у покупателя; - является эффективным средством рекламы торговой марки; - хорошо запоминается и, тем самым, помогает ориентироваться покупателю при выборе покупки в местах продаж, повышает приверженность определенной марке товара; - повышает конкурентоспособность продукции; - дает конкретный экономический эффект от увеличения объема продаж; - позволяет осуществлять контроль вскрытия упаковки (пломбовые голограммы, разрушаемые при попытке отклеивания); - дает возможность производить консервацию печати, подписи, цифровой информации на сопроводительной документации с помощью прозрачных голограмм; - помогает контролировать объемы продаж с помощью голограмм с нумерацией или другой учетной информацией; - продвигает товарный знак до уровня бренда, позволяет стать лидером рынка.
- укрепляет брендовую культуру фирмы . Используется в атрибутике фирменного стиля фирмы - на каталогах, визитках, бейджах, рекламных проспектах, пропусках, фирменных бланках и т.д .
- позволяет легко организовать лотереи, розыгрыши товаров с помощью ГТЗ с нумерацией. Используется при изготовлении призовых ваучеров, подарочных сертификатов.- успешно используется в технологиях директ-маркетинга.
Все вышеперечисленные функции ГТЗ способствуют продвижению товарного знака до уровня бренда.
Отечественный и зарубежный опыт использования ГТЗ
В настоящее время, многие российские и зарубежные фирмы успешно используют ГТЗ для защиты своей продукции от подделок и продвижения продукции на рынке. Вот некоторые примеры успешного использования ГТЗ.
Фирма «Энергон 2000», ведущий поставщик герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторов выявила случаи поставок поддельных аккумуляторов низкого качества на российский рынок. Это наносило материальный урон компании, а также дискредитировало известную торговую марку аккумуляторов.
Руководителями фирмы было принято решение использовать ГТЗ фирмы «Энергон 2000» (Рис.7). После этого не было выявлено ни одного случая контрафактной продукции, что подтверждает высокую эффективность голографической защиты.

Рис. 7 ГТЗ фирмы «Энергон 2000».
Компания «НВ Проект», выпускающая картриджи для принтеров и копировальных аппаратов использует на продукции ГТЗна корпусе картриджа. (Рис.8)ГТЗ выполняет функции защиты от подделок, защиты от вскрытия, продвигает на рынок торговую марку фирмы. Продажи компании за сравнительно небольшой срок выросли на 15%.

Рис. 8 ГТЗ фирмы «НВ Проект».
Т.о. ГТЗ при сравнительно небольших финансовых затратах значительно повышает индекс потребительского спроса, индекс потребительского доверия, позволяют наращивать объемы продаж. На рис. 9 показан средний рост продаж от использованияГТЗ, который зависит от конкретного сектора рынка и продукта и увеличивается приблизительно в 2 раза в сроки от 1,5 до 3 месяцев.

Рис. 9 Увеличение объемов продаж продукции при использовании ГТЗ для различных видов продукции; А – объем продаж до введения ГТЗ
Можно сделать вывод, что использование голограмм позволяет успешно решить вопросы защиты продукции от фальсификации и выполнить целый спектр других важных задач производителя.
|